Татьяна (tvsher) wrote,
Татьяна
tvsher

Categories:

Про Туринскую плащаницу

Наверно все слышали о Туринской плащанице и представляют что это такое. Это четырёхметровое льняное полотно, в которое, по преданию, Иосиф из Аримафеи завернул тело Иисуса Христа после его смерти. Хранится эта реликвия в Турине в соборе Святого Иоанна Крестителя. Христиане верят, что на ней изображён отпечаток тела самого Иисуса Христа, спереди и сзади. Учёные же в этом сильно сомневаются. Споры и обсуждения ведутся до сих пор. И пожалуй больше ни одна христианская святыня не удостоилась такого накала страстей.



Интересно, что не только учёные, но и католическая церковь официально не признаёт плащаницу подлинной, однако считает её важным напоминанием о Страстях Христовым. У православной церкви нет официальной позиции по вопросу её подлинности, но ряд церковных деятелей считает её подлинной.

Давайте попробуем разобраться. И начнём конечно с её истории. Из текстов, как канонических, так и
апокрифических, известно, что при погребении Иисуса Христа плащаница использовалась.

Также известно из текстов 13 века об алтарных покровах с изображением Христа размером в человеческий рост, что хранились в различных церквях Константинополя. И вроде как появились они в Византии в конце 11 века. Участник и летописец 4 крестового похода, в ходе которого крестоносцами был взят и разграблен Константинополь, Робер де Клари упоминает хранившийся в монастыре Богородицы Влахернской «саван, которым был обёрнут наш Господь», на котором «можно было хорошо видеть лик нашего Господа», исчезнувший после взятия Константинополя: «и никто — ни грек, ни француз — никогда не узнал, что сталось с этим саваном, когда город был взят».

Дальше, как я поняла, о саване нигде не упоминалось до 1353 года, когда вдруг неожиданно французкий рыцарь Жеффруа де Шарни, участвовавший в Крестовых походах, объявил, что плащаница находится у него. И выставил её на всеобщее обозрение в своих владениях в городе Лире. В 1452-ом её выкупил Людовик I Савойский и хранил в городе Шамбери, где она пострадала в пожаре 1532 года. В данный момент плащаница находится во владении католической церкви.

Особого внимания к себе реликвия не привлекала до 1898 года, когда фотограф-любитель Секондо Пиа сделал снимки плащаницы, и обнаружил на негативах человеческий лик. И сразу всех заинтересовала подлинность артефакта. Но провести серьёзные исследования с помощью современных методов удалось только в конце 20 века. И расследование это похоже на захватывающий дедектив.

Ради справедливости надо отметить, что сомнения в подлинности плащаницы были сразу, как только Жеффруа де Шарни выставил её на всеобщее обозрение. Об этом можно прочесть в архивных документах, что собрал французский священник Улисс Шевалье. Они были опубликованны в 1900 году в сочинении «Критическое исследование происхождения святой плащаницы из Лире-Шамбери-Турина». В них говорится, что существовал художник, создавший загадочное полотно, и что хозяин покрывала не смог привести правдоподобных сведений о том, как приобрёл плащаницу. Там говорится и о том, что в 1389 году французский епископ Пьер Дарси докладывал папе, что церковь наживается на покрывале, нарисованном «хитрым способом».

И так, кто же изображён на полотне

В 1978 году впервые было проведено исследование артефакта группой учёных, в основном из США. Было установлено, что да, на плащанице изображена реальная фигура человека, подвергнутого избиению плетьми и распятию на кресте. И пятна крови содержат гемоглобин.

И счёт пошёл 1:0 в пользу верующих.)

Как я выше писала, что католическая церковь официально не признаёт плащаницу подлинной. В 1998 году папа Иоанн Павел II сказал: «Плащаница бросает вызов нашему интеллекту. Она открывает свой сокровенный посыл только тем, кто наиболее близок ей своим смиренным и в то же время живым умом. Ее таинственное свечение ставит вопросы о происхождении и жизни исторического лица — Иисуса из Назарета. И так как это не имеет никакого отношения к вопросам веры, то церковь не может взять на себя смелость и ответить на них. Она доверяет науке задачу исследования того, что же случилось с полотном, в которое, по преданию, было завернуто тело нашего Спасителя. И церковь при этом настаивает, чтобы результаты исследования плащаницы были представлены общественности. Она предлагает ученым работать с чувством внутренней независимости и в то же время со вниманием к чувствам верующих».

Сторонники подлинности плащаницы считают, что после снятия с креста Иисуса положили на покрывало, в которое затем и завернули. Поэтому контур тела отпечатался на холсте. Профессор теологии из Зальцбурга Вольфганг Вальдштейн предлагает иное объяснение. Он утверждает, что Христос «оставил своей церкви образ: поскольку тогда не существовало фоторепортеров, он сотворил чудо. В момент своего воскрешения в пасхальное утро он произвел вспышку света, вспышку огромной энергии».

Так-же идёт ссылка на большое количество признаков, которые согласуются с библейскими сведениями. Указывается на другие предметы с изображением Христа, которые существовали до 14 века: монеты, медальоны... По их мнению сходство изображенных ликов Христа доказывает, что еще до 14 века Туринская плащаница использовалась как оригинал для изготовления монет и других произведений искусства.

Их оппоненты говорят, что сходство старинных изображений Иисуса с изображением на Плащанице не так уж и велико. Единственное совпадение состоит в том, что и там и там изображён длинноволосый, бородатый мужчина. И они выдвигают версию, что возможно само покрывало создано по какому-либо художественному оригиналу. А все совпадения можно объяснить общностью традиций и стремлением к их сохранению. Ещё великий теолог Августин жаловался, что нет никакой возможности узнать, как выглядел Иисус на самом деле. С течением времени представление художников об облике Христа менялось. До 3 века Иисуса изображали с короткими волосами и без бороды. И только позже появились изображения бородатого, длинноволосого Христа. Изображение на Туринской плащанице довольно точно соответствует традициям искусства 14 века. А факт, что в то время были модны одноцветные изображения, усиливает предположение о том, что это искуссная работа художника.

Искусствоведческий анализ был проведён итальянской комиссией, созданной в 1973 году. Она пришла к заключению, что это «работа художника». Искусствоведы считают, что внешний вид изображения на плащанице соответствует представлениям, принятым после 1300 года. С ними соглашаются и историки. Они отмечают, что в библейские времена евреи хоронили своих покойников со скрещенными на груди руками. Руки, сложенные на гениталиях, как изображено на плащанице, впервые появились на картинах с 11 века. Покойников во времена Христа хоронили голыми, обрезанными и бритыми, что тоже не соответствует изображению на плащанице...

И счёт стал 1:1.

Возможно,что сейчас кто-нибудь да спросит: а как же появилось изображение человека на ткани? Но это будет уже другая история.

Продолжение следует...


Пост подготовлен по материалам Википедии и статьи кандидата физико-математических наук В.Сурдина.






Tags: Храм, интересно, история, история вещей
Subscribe

Posts from This Journal “история вещей” Tag

  • #25: Марсельская волна

    Сегодня пишем про волну... Сразу пошли воспоминания, в ушах раздался шум морской волны... стало грустно. Этим летом к морю вряд ли получиться…

  • Про Вяльцеву...

    Её называли "Чайкой русской эстрады" и в начале 20 века Анастасия Вяльцева была очень популярна. Если верить современникам, то каждый приезд певицы…

  • О пунктуации...

    Продолжаем разговор... фото взято с просторов Инета исключительно для иллюстрации записи И так, благодаря реформам Петра I в Россию попали…

  • О пунктуации...

    На память сразу приходит классический пример: "Казнить нельзя помиловать". От одной маленькой запятой зависит жизнь человека. Поставил не туда и...…

  • «Святая чаша» из Валенсии

    Всем привет! Предлагаю отвлечься от пандемии и прочих подобных вещей. А что может от них отвлечь? Правильно, интересная история приправленная…

  • Рассматривая картины: Пояс Венеры

    Франческо дель Косса. Триумф Венеры. 15 век - в чём сила, Венера? - в поясе... Этот пояс обладал силой наделять того, кто его наденет,…

  • Из истории русской солдатской ложки...

    В годы Первой Мировой войны у русских солдат была своя забава – вместо недолговечных штатных деревянных ложек в окопах массово отливали…

  • Рассматривая картины: "Дьявольская трель" Джузеппе Тартини

    Практически каждое музыкальное произведение имеет свою историю, как и живописные полотна, и стихи, к примеру. И порой их истории переплетаются...…

  • Никола Можайский: с мечом и градом

    Никола Можайский — деревянный образ святителя Николая Чудотворца, который отличается от канонического образа. Обычно на иконах мы видим…

Buy for 20 tokens
Размещение рекламы Consuetudo est altera natura Нет ничего сильнее, чем привычка, и ничто так не хочется изменить, как привычки. Привычки сильнее нашей собственной природы. Привычка — это то, что мы можем делать не задумываясь, часто бессознательно. Привычки становятся нашим характером,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments