Татьяна (tvsher) wrote,
Татьяна
tvsher

Category:

Про командорство ордена в Лане

Командорство ордена в Лане было типичным городским командорством тамплиеров. Оно никогда не считалось крупным или значительным учреждением ордена. Храмовники владели здесь часовней, кладбищем и десятком домов, что сдавались в наём. Но существуют сведения, что именно в этом командорстве имеются секретные уставы, являвшихся еретическими...


фото стырила в Сети

Командорство Лан обязано своим появлением епископу Бартелеми де Виру. Он, вместе с другими крупнейшими французскими прелатами, в 1129 году присутствовал на знаменитом соборе в Труа, где орден храмовников получил свой устав и мировое признание. Его имя упоминается в уставе храмовников, в перечне, где перечислены представители французского духовенства, работавшие над его составлением и принятием.

В 1134 году он передаёт храмовникам дом, находящийся в квартале каноников, у монастыря Святого Жана принадлежавшего бенедиктинцам. Интересно, что тамплиерам этот подарок обошелся совсем не бесплатно, до 1141 года они вынуждены были выплачивать за него ценз французской короне, пока Людовик VII не освободил их от этой повинности. В том же 1134 году папа Гонорий III даёт разрешение тамплиерам из Лана построить свою церковь и обустроить возле неё кладбище...

К 1140 году тамплиеры возводят здесь часовню, посвящённую Иоанну Крестителю. Её необычная восьмиугольная форма послужила темой различных исторических спекуляций рассказывающих о том, что тамплиеры везде, где могли, создавая свои церкви, копировали форму храма Гроба Господня в Иерусалиме. Но реальность куда прозаичнее – храмовники просто скопировали план с часовни соседнего аббатства Сен-Винсен построенной десятком лет ранее. Ну а сама часовня Лана позже послужила прототипом для создания совершенно аналогичной орденской часовни в Меце. Храмовники не только умели делать деньги, но и считать... Административно командорство Лан входило в состав одноименного орденского бальяжа Ланнуа, однако, судя по всему, его центр находился не здесь, а в командорстве Пюизье в нескольких километрах от Лана. Поэтому хоть историкам ордена и известны несколько имен командоров Ланнуа, вряд ли их резиденция находилась именно здесь. Кстати, командоры Ланнуа имели достаточно солидный вес в орденской иерархии, например рыцарь Пьер де Норман, бывший в этой должности в 1274-1287 годах, совмещал этот пост с должностью лейтенанта магистра Франции. К 1250 году командорство Лан уже достаточно богатое орденское учреждение. Уцелевшие кассовые журналы парижского Тампля за 1295-1296 год говорят нам о выплатах весьма значительных сумм в орденскую казну, которые делал командор Лана в этот период...

Практически не сохранилось сведений о командорстве Лан в связи с последовавшим в 1307 году арестом храмовников, а затем и процессом над орденом. Историкам неизвестно, сколько тамплиеров находилось в Лане на момент арестов, и были ли они схвачены или им удалось бежать. Не сохранилось ни одного протокола допроса храмовника из этого командорства ордена. Однако именно документы процесса называют нам имя его последнего наставника. Его звали Жерве де Бове, и его имя упоминается в связи с весьма интересными обстоятельствами. Одним из пунктов обвинения против храмовников было существование в ордене особого еретического устава... Однако повальные обыски в командорствах не дали ни малейшего результата, были найдены лишь классические варианты устава, не содержащие следов какой либо ереси. Не дали результата и допросы храмовников. Многие тамплиеры полагали, что еретические по форме обряды были описаны в уставе, но ничего конкретного по этому вопросу сообщить не смогли. В связи с вышеизложенным можно предположить, что у храмовников существовало два варианта устава – один официальный, а другой еретический "для внутреннего пользования"...

В пользу этой версии говорят три свидетельства, которые ценны тем, что все они даны не храмовниками, а сторонними людьми. Одно из них получено в Англии от монаха-францисканца, который утверждал, что у английского магистра Уильяма де ла Мора был большой манускрипт, содержащий описания всех гнусных ритуалов храмовников. А вот другие два свидетельства касаются как раз французского командорства Лан и его прецептора Жерве де Бове. Лан был городским командорством и тамплиеры, по сути, жили в квартале, где селились различные каноники, клирики, нотариусы и прочие ученые мужи… Именно от них, весной 1309 года, в ходе работы папской комиссии, были получены два интересных свидетельства...

Первое принадлежит нотариусу Раулю де Прелю:
[Читаем....]Магистр Рауль де Прель из диоцеза Лана, правовед, адвокат королевской курии, принёсший клятву свидетеля, согласно вышеуказанной форме, находясь в присутствии указанных господ комиссаров, когда увидел и прочёл статьи, присланные господам комиссарам апостольским престолом, о которых следовало его расспросить, когда господа комиссары попросили его сказать им, знает ли он что-либо о содержании этих статей или о том, что из них следует, сказал и подтвердил, под принятой у него клятвой, следующее, что было записано под его диктовку, а именно: в то время, когда он находился в Лане, некий тамплиер, называемый братом Жерве де Бове, бывший тогда наставником дома ордена в Лане, хорошо знакомый магистру Раулю, очень часто, и в присутствии других, говорил магистру Раулю, что за четыре, пять или шесть лет до ареста этих многих сотен тамплиеров, что в орденском уставе тамплиеров есть некий пункт, столь удивительный и который столь стремятся скрыть, что сам Жерве предпочёл бы скорее дать отрубить себе голову, чем раскрыть этот пункт, дабы не могло стать известно, что он его раскрыл.

Он также сказал, что так же указанный брат Жерве говорил ему, что даже в генеральном капитуле тамплиеров был некий момент настолько секретный, что если бы по какому-то несчастному стечению обстоятельств сам магистр Рауль его увидел, если бы даже его увидел король французов, если бы их не удержали страх и наказание, то тех, кто увидел, члены капитула по возможности убили бы, никогда не считаясь ни с какой властью.

Тот брат Жерве также много раз говорил магистру Раулю, что имел некую книжицу, которую показывал, о статутах своего ордена, но имел и другую, секретную, которую не показал бы за все блага мира.

Будучи спрошен обо всех других вышеназванных статьях, он сказал, что ничего не знает, кроме статьи, в которой говорится о принуждении и заточении в тюрьму, которые осуществляли в отношении неповинующихся братьев; он сказал, что много раз слышал от того же брата Жерве и многих других, что не об одной другой тюрьме не говорили такие же ужасы, как о тюрьме его ордена, и что всё, что совершалось его прецепторами, братья терпели; тот же, кто, напротив, сопротивлялся, содержался в карцере вплоть до самой смерти в бесчеловечных условиях. Спрошенный о том, кто присутствовал, когда брат Жерве говорил ему эти слова, он назвал клириков магистра Жака де Нулиака,

Николя Симони, Адама де Каландриако, проживавших тогда в Лане. Спрошенный о местах [где он это слышал], он сказал, что в Лане, иногда в домах тамошних тамплиеров, которые содержал брат Жерве, а иногда в доме, где жил магистр Рауль. О вышеуказанных статьях, увидев и прочтя их, он сказал, что ничего другого не знал и не слышал до ареста братьев ордена, кроме того, что сказал раньше. Спрошенный о своём возрасте, он сказал, что ему сорок лет или около того. Далее на вопрос о том, рассказывает ли он это по просьбе, за плату, из страха, из любви, из ненависти или по временной склонности, он ответил, что не поэтому.


Другие показания о наличии тайного устава в ордене дал аббат небольшого монастыря находящегося недалеко от Лана: [Читаем...]
Далее, в тот же субботний день, в вышеназванной капелле Николя Симони Домицелл из диоцеза Санса, настоятель монастыря Фассатенсис, грамотный, сорока лет или около того, принёсший клятву свидетеля согласно вышеуказанной форме и спрошенный об указанных статьях, которые ему прочли, ответил под присягой, что ничего не знает о том, правдивы ли эти статьи, но подозревает, что вера [тамплиеров] дурная. Спрошенный о причинах такого подозрения, он ответил, что двадцать пять лет назад или около того храмовник Жан, его дядя по матери, прибыл из Арагона с братом Арнульфом де Виземалем, рыцарем ордена, и названный Жан, который был вскормлен в ордене Храма, много раз убеждал и просил его вступить в орден, но он не хотел вступать. Далее, о том, что он много раз слышал, что у некоего тамплиера по имени Жерве, с которым был знаком магистр Рауль, имеется некая книга, содержащая многочисленные статуты ордена, которые казались свидетелю достаточно хорошими, но Жерве так сказал свидетелю: «В нашем ордене другие статуты, а не эти». И тот же брат Жерве говорил, почти жалобно, что в [уставе] ордена имелись иные пункты, которые он не осмеливается раскрыть кому-либо, а если раскроет, многое претерпит за это.

Спрошенный, где он это слышал, [свидетель] сказал, что в Лане в доме Храма, который содержал Жерве. Спрошенный, когда он это слышал, он сказал, что за два года или около того до ареста тамплиеров. Спрошенный о присутствовавших, он сказал, что иногда он был один, когда это говорили, а иногда присутствовали магистр Рауль де Прель и Жак де Нулиак, клирики, проживавшие тогда в Лане. На вопрос, знает ли он ещё что-нибудь о том, о чём шла речь выше, он ответил, что нет. На вопрос о том, рассказывает ли он это по просьбе, за плату, из страха, из любви, из ненависти или по временной склонности, он ответил, что не поэтому.



Насколько эти показания были правдивыми - большой вопрос. Вполне допустима мысль об оговоре, ибо свидетели были знакомы друг с другом. Но опять же, личное знакомство ещё ни о чём не говорит. И если признать, что это был не оговор, то остаётся вопрос, почему именно в Лане находился секретный вариант устава. Ведь это было весьма скромным командорством ордена, и есть мнение, что Жерве де Бове был единственным храмовником который здесь находился. Гораздо логичнее предположить, что тайный устав должен был быть в крупнейших и статусных командорствах ордена, где и совершались злосчастные ритуалы приёма неофитов в орден. Однако по ним нет никаких свидетельств по поводу тайного устава. Да и если бы он существовал, королевские агенты обязательно бы получили его экземпляры. Хотя существует версия, что люди короля могли не разглашать информацию о наличии и содержании тайных уставов ввиду некоторых скрытых причин или договоренностей с папой. В этом случае появление этих свидетельств было лишь досадной оплошностью со стороны обвинения. Короче, всё так запутано, если следовать тому ходу мыслей, что изложены выше. И наверно правду о существовании в командорстве Лан тайного устава, мы уже вряд ли узнаем…

В 1311 году командорство Лан было передано ордену госпитальеров. И вот тут интересный момент, на мой взгляд. Госпитальеры имели достаточно своей собственности в городе, но церковь командорства Лан они почему-то не использовали. Она исполняла лишь функции кладбищенской часовни, а ухаживал за ней специально нанимаемый привратник, выполнявший свои функции за кров и еду. В 19 веке, кладбище было снесено, а на его месте был разбит сад. Но четыре могильных камня с бывшего кладбища были перенесены внутрь часовни. Один из них принадлежит священнику-тамплиеру, захороненному на орденском кладбище в 1268 году, как об этом говорит скромная эпитафия, высеченная на его могиле. Ещё один из могильных камней принадлежит Гийому де Арсини – личному врачу короля Карла VI, также захороненному на бывшем кладбище храмовников. Во время Французской Революции здание часовни командорства Лан использовалось в качестве одной из городских тюрем. В 1846 году здание получает статус памятника истории. А с 1891-го оно входит в комплекс строений принадлежащих местному историческому музею, и с тех пор, здесь трижды проводились масштабные реставрационные работы. Сейчас бывшая часовня храмовников Лана открыта и доступна для свободного посещения.

Пост написан по материалам статьи Эдуарда Заборовского.





Tags: Храм, история, тайные общества, тамплиеры
Subscribe

Posts from This Journal “тамплиеры” Tag

  • Про Двенадцать сбежавших храмовников...

    Сколько тамплиеров скрылось от так называемого правосудия вам точно никто не скажет. Все оценки носят сугубо приблизительный характер. Нужно…

  • О кладах тамплиеров

    Пожалуй переключусь на иную тему, ибо три подряд поста про Рюрика наверно многовато, поэтому сегодня я расскажу о найденных кладах тамплиеров.…

  • Часовня св. Варфоломея и её тайны

    Как я уже писала тема спрятанных сокровищ тамплиеров до сих пор интересна многим. Интересна также и тема деятельности храмовников, ушедших в…

  • Алхимия и тамплиеры

    Да, я снова возвращаюсь к теме тамплиеры. И в этот раз речь пойдёт об алхимии. Художник Давид Теньер Младший (1610 - 1690) Зародившись на…

  • Битва при Бэннокбёрне

    Как давно я не писала о тамплиерах и их тайнах... даже сама успела соскучиться по этой теме)) В этот раз речь пойдёт о битве при Бэннокбёрне,…

  • Мари де Сен-Клер

    Приветствую всех зашедших! Продолжаем рассматривать тот самый список. Мари де Сен-Клер стоит второй в нём. Информация о ней дошла до нас очень…

  • О списке Великих магистров

    Приветствую моих друзей и просто заглянувших в мой журнал. Почти всё лето не писалось про тамплиеров и про их тайны и загадки, но всему бывает…

  • О "рубке вяза"

    Продолжаю рассказывать о легендарном ордене Сиона, благодаря которому и был основал орден тамплиеров, если верить легенде. Если заглянем в…

  • Леонид Мацих. История масонства.

    Кладу сюда, чтобы посмотреть и прослушать. Большое спасибо автору записи за подборку. Оригинал взят у val000 в Леонид Мацих.…

promo tvsher january 2, 14:51 48
Buy for 10 tokens
Моему журналу пять лет. Маленький, но таки юбилей)) За эти годы ведение журнала вошло в привычку. День, когда не вышло ни одного поста.. ну не то, чтобы потерян, просто как-то получался незавершённным что ли. Так что и в этом году будут выходить посты, а вы, мои друзья и читатели, смотреть…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments