Княжна Марианна Черкасская родилась в Санкт-Петербурге в 1876 году, училась в Смольном институте. Потом ещё два года занималась там же, в пепиньерских классах, готовивших выпускниц института в наставницы. Но судьба гувернантки не прельщала нашу героиню, поэтому после окончания классов она поступила в Петербургскую консерваторию, где училась у знаменитой певицы и скрипачки К. Ферни-Джиральдони.
После окончания консерватории в 1900 году Черкасской дирекция Петербургского Мариинского оперного театра предлогает подписать контракт и она становится солисткой Петербургской императорской труппы на целых 18 лет.
Певица много гастролировала как по России, так и за рубежом. В 1907-ом участвовала в концертах «Русских сезонов» в Париже с С.П. Дягилевым, в 1909-ом пела в миланском «Ла Скала», в 1911-ом – в Парижском театре Сары Бернар, а в 1917 году – в Монте-Карло. В русских операх одним из её партнёров по сцене был Фёдор Иванович Шаляпин. Но подлинную славу на мировой сцене певица получила, исполняя партии в операх немецкого композитора Вагнера, в 1914-ом она была приглашена петь Брунгильду в постановке тетралогии в Берлине.
Но началась первая мировая, потом революция 1917 года... жизнь певицы круто изменилась. Мало того, что из из богатой и знаменитой женщины она в один день стала нищей, так ещё её объявили чуждым элементом и послали... разгружать баржи с дровами на набережной Невы. И тогда певица приняла решение эмигрировать из России. Поздней осенью 1918 года, дав в небольшом частном зале прощальный концерт для друзей и поклонников, Марианна Борисовна вместе с сыном Алексеем покинула Родину. Её муж, Николай Осипович Палечек, некогда влиятельный чиновник Министерства просвещения, остался в Петрограде, а в 1937-ом был репрессирован и расстрелян...
Марианне Борисовне пришлось сменить несколько стран, она жила в Афинах, Париже, Шанхае. Ездила по всему миру, давала концерты... Однажды в 1926 году певица приехала на гастроли в Ригу. Это был город, где всё напоминало ей о прежней жизни. В Латвии она встретила многих бывших коллег по сцене, какое-то время там же выступал и Шаляпин. И самое главное, в Риге была публика, которая помнила её в зените славы...
1927 год начался для Черкасской сольными концертами в Даугавпилсе, Риге и Таллинне, а завершился выступлением совместно с Д.А. Смирновым в зале Национальной оперы и сольным в Тарту. Успех выступлений воодушевил певицу и в 1928 году возникла идея отметить её 25-летний творческий юбилей. Для юбилея была выбрана опера Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Прежде всего потому, что Феврония была одной из самых знаменитых и любимых оперных партий Черкасской. Очевидцы рассказывали, что сам Н.А. Римский-Корсаков отметил её выступление в этой роли: после спектакля поцеловал ей руку, прибавив, что именно таким ему и представлялся образ Февронии. Это было в далеком 1907-ом после третьего премьерного спектакля «Китежа». Рижское общество горячо отозвалось на юбилей Марианны Борисовны. Сцена была усыпана цветами. После спектакля – бесконечные вызовы на поклоны, комплименты и поздравления гостей. Оглашались телеграммы и адреса, приветствия со всех концов света. Рядом с именем знаменитой певицы впервые на рижской афише появилось новое имя: певец Алексей Черкасский-Палечек. Это был сын Марианны Борисовны. «Орлица и орленок» – так восторженно писали о Черкасских...
О последних годах жизни певицы известно совсем немного. С возрастом, оставив оперную сцену, ещё какое-то время она продолжала концертировать и вела педагогическую работу, преподавала в Рижской консерватории. Газеты в последние годы её жизни о ней больше не писали. И только в начале января 1934 года появилось сообщение о том, что Марианна Черкасская тяжело больна, находится в больнице. Ей сделали операцию и через несколько дней, 11 января певица умерла. В прощальном шествии на Покровское кладбище участвовало несколько сотен человек. Деревянный крест и море цветов...
Среди провожавших были друзья, знакомые, её ученики, представители русской общественности, артистического и музыкального мира. Не было только сына, который был в это время в Америке. Ему успели сообщить только о болезни матери. В ответ пришла телеграмма из Нью-Йорка: «Храни Господь. Твой Леша». Телеграмму положили в гроб Марианны Борисовны. 23 марта в зале консерватории при участии ведущих артистов Национальной оперы состоялся большой концерт памяти замечательной русской певицы. А в советской России её имя оказалось абсолютно забыто.
Сын Алексей Николаевич Черкасский (1904, Россия — 1980, США) — оперный певец, режиссёр оперных спектаклей, работал на радиостанции «Голос Америки». Свою дочь он в память о матери назвал Марианной, которая была солисткой Американского Балетного Театра.
Journal information