Татьяна (tvsher) wrote,
Татьяна
tvsher

Category:

О Портлендской вазе

Есть вещи, что не перестают удивлять своим существованием. На этот раз я расскажу о Портлендской вазе.

Portland_Vase_BM_Gem4036_n4.jpg images (1).jpg

Ваза представляет собой декоративный сосуд 25 см в высоту и 56 см в обхвате из двуслойного тёмно-синего и белого непрозрачного стекла, на котором методом резьбы исполнен рельеф с изображением семи фигур богов и смертных. Эта техника напоминает резьбу камей из многослойных поделочных камней. Предположительно изготовлена в Риме между 5 и 25 годами нашей эры.

В 19 веке попытались изготовить точное подобие вазы, но работа, за которую полагалась премия в 1000 фунтов, оказалась настолько трудоёмкой, что искусствоведы пришли к выводу: на создание оригинала должно было уйти не менее двух лет. Обращает на себя внимание высококлассная техника резки по стеклу. Созданные фигуры камеи с трудом поддаются интерпретации, исходя из наших познаний о древнеримской мифологии. Предположительно на вазе изображены и боги и люди.

Никто точно не знает где и когда была обнаружена ваза. Согласно одной из версий, её нашли около 1582 года в усыпальнице Александра Севера, римского императора, близ Рима. Как бы то ни было, в 1601 году она упоминается в письме астронома Николя-Клода де Пейреска к художнику Рубенсу. В то время ваза находилась в собрании кардинала дель Монте. Затем в течение двух столетий она была одним из главных сокровищ римского семейства Барберини, перейдя в наследство Маффео Барберини, ставшим папой римским Урбаном VIII. В то время ваза была известна как «ваза Барберини».

Затем ваза, словно приз, переходила из рук в руки. Между 1778 и 1780 годом британский посланник в Неаполе Уильям Гамильтон купил вазу у торговца антиквариатом Джеймса Байрса, который в свою очередь купил её у Корнелии Барберини-Колонна, принцессы Палестрины. Позднее Гамильтон привёз вазу в Лондон и продал Маргарет Бентинк, герцогине Портлендской.

Герцоги Портлендские владели вазой до 1845 года, затем она поступила в собрание Британского музея. Появление вазы в Лондоне вызвало неподдельный интерес со стороны стеклодувов и мастеров керамики, которые наперебой пытались создать нечто подобное. Особенно основательно подошёл к этой задаче знаменитый фарфоровый мастер Джосайя Уэджвуд. Портлендская ваза вдохновляла его на протяжении нескольких лет. Первым делом он создал её подобие из черного и белого яшмового фарфора; этот экземпляр он преподнёс в дар своему другу Эразму Дарвину. Судя по этой работе, ко дну древнеримского оригинала в то время был приклеен стеклянный диск с головой Приама, по всей видимости, происходящий от другой вазы и призванный закрыть трещину в основании, но с 1845 года он экспонируется отдельно от сосуда.

После того как один из многочисленных посетителей герцога случайно повредил главную гордость его коллекции, последний решил передать её на сохранение в Британский музей. Очевидно считая, что в музее вазу будут хранить лучше. Но 7 февраля 1845 года в музее она была разбита вдребезги неким Уильямом Ллойдом. Никогда не понимала, да и вряд ли пойму агрессию, направленную на произведения искусства. Специалисты вазу склеели из осколков и она вернулась в музей на своё место. В 1948 году она была вновь разобрана и склеена на более долговечной основе. Последняя реставрация вазы была осуществлена с 1 июня 1988 по 1 октября 1989 года.

Кстати, когда в самый разгар Великой депрессии герцог Портлендский выставил вазу на продажу на аукционе «Кристис», никто из покупателей не смог заплатить затребованную герцогом цену. Видимо ещё и поэтому ваза оказалась в музее.

Да, вазу на все 100% так и не смогли повторить, попытки конечно были, но увы... выходили просто вазы, которые проигрывали оригиналу по всем признакам.)




Tags: интересно, история, история вещей
Subscribe

Posts from This Journal “история вещей” Tag

  • #78: Так ли уж безобидна мистикафикация?

    Вики нам говорит, что мистификация — это намеренная попытка введения людей в заблуждение и относится в основном к области искусства и не…

  • #67: про библиотеки

    Если в результате какой-нибудь разрушительной катастрофы с лица земли исчезнут все центры образования и культуры, если на свете не останется…

  • #25: Марсельская волна

    Сегодня пишем про волну... Сразу пошли воспоминания, в ушах раздался шум морской волны... стало грустно. Этим летом к морю вряд ли получиться…

  • Про Вяльцеву...

    Её называли "Чайкой русской эстрады" и в начале 20 века Анастасия Вяльцева была очень популярна. Если верить современникам, то каждый приезд певицы…

  • О пунктуации...

    Продолжаем разговор... фото взято с просторов Инета исключительно для иллюстрации записи И так, благодаря реформам Петра I в Россию попали…

  • О пунктуации...

    На память сразу приходит классический пример: "Казнить нельзя помиловать". От одной маленькой запятой зависит жизнь человека. Поставил не туда и...…

  • «Святая чаша» из Валенсии

    Всем привет! Предлагаю отвлечься от пандемии и прочих подобных вещей. А что может от них отвлечь? Правильно, интересная история приправленная…

  • Рассматривая картины: Пояс Венеры

    Франческо дель Косса. Триумф Венеры. 15 век - в чём сила, Венера? - в поясе... Этот пояс обладал силой наделять того, кто его наденет,…

  • Из истории русской солдатской ложки...

    В годы Первой Мировой войны у русских солдат была своя забава – вместо недолговечных штатных деревянных ложек в окопах массово отливали…

promo tvsher january 2, 14:51 48
Buy for 10 tokens
Моему журналу пять лет. Маленький, но таки юбилей)) За эти годы ведение журнала вошло в привычку. День, когда не вышло ни одного поста.. ну не то, чтобы потерян, просто как-то получался незавершённным что ли. Так что и в этом году будут выходить посты, а вы, мои друзья и читатели, смотреть…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments