Родился в Российской империи, где получил образование химика, путешествовал, начал писать. В 1901-ом преподавал в Томском университете. Позже работал в Харбине, путешествовал по Дальнему Востоку, принимал участие в революционном движении 1905 года, сидел в тюрьме. После чего отошёл от всего этого. После известных событий 1917 года жил в Омске, где стал начальником осведомительного отдела у А. В. Колчака. После разгрома Колчака решил пробраться через Туву и Монголию в Китай. Попав в Монголию, профессор Оссендовский оказался в гуще событий национально-освободительного движения и гражданской войны 1921 года. Здесь он познакомился с монгольскими ламами и князьями, командирами белых отрядов, вошел в доверие к барону Р. Ф. фон Унгерн-Штернбергу, освобождавшему Монголию от китайских оккупантов. Профессор сумел выбраться из Монголии и через Маньчжурию и Японию добраться до США.
Свои наблюдения и приключения в Монголии он и описал в книге ”Звери, люди и боги”, которая впервые вышла в Нью-Йорке в 1923-ом. Книга сразу стала сенацией, или, как сейчас принято называть, бестселлером. В последующие годы вышли десятки ее изданий на многих языках тиражом в сотни тысяч экземпляров.
Русский перевод вышел одним из первых в 1925-ом, но в СССР книга быстро оказалась под запретом, т.к.вскоре вышел новый роман ”Ленин – бог безбожных”. Лишь недавно книги Оссендовского стали известны в России.
Мнения о книге ”Звери, люди и боги” очень противоречивые, но вот с этим я пожалуй соглашусь :
"Таким образом, книга Оссендовского ”Звери, люди и боги” содержит в основном достоверные сведения об общении автора с бароном Унгерном и о событиях в западной и центральной Монголии. Ее можно считать важным источником по этим вопросам. Датировки от времени приезда автора в Улясутай до выезда из Монголии в целом правильны. Причины неточностей – сенсационность и мистицизм изложения, описание событий по памяти. Часть описаний приключений и схваток с врагами не поддается проверке. Сведения о Богдо-гэгэне и буддизме основаны на литературе, чужих рассказах и личных наблюдениях. Здесь есть большие искажения. Путешествие Оссендовского в Тибет и его личные беседы с монгольским монархом следует считать вымыслом. Что касается Агарти и Царя Мира, это – теософская обработка рассказов на религиозные темы, которые Оссендовский слышал в Монголии и других местах."
Кузьмин С. Л., Рейт Ю. Л.
Записки Ф. А. Оссендовского как источник по истории Монголии // Восток, № 5. 2008
Journal information