Татьяна (tvsher) wrote,
Татьяна
tvsher

Categories:

Златоустовское холодное оружие.

В 2015 году Златоустовская оружейная фабрика отметила 200-летний юбилей. И все это время здесь производили холодное оружие, строевое и наградное.



Клинками Златоустовской оружейной фабрики восхищались русские императоры и европейские вельможи, генералы белой армии и советские маршалы, дипломаты и космонавты. За великое искусство украшения стальных клинков, златоустовское оружие хранится в самых известных музеях России и зарубежья.



Созданием первой государственной фабрики холодного оружия в России мы обязаны императору Александру I. Россия одержала победу над Наполеоном и продолжала наращивать свой военно-промышленный потенциал. И так сложилось, что на протяжении полутора столетий Златоустовкая оружейная фабрика была единственным предприятием в стране, вооружавшим холодным оружием российскую армию. На фабрике готовили палаши, сабли, шашки, кинжалы, пики, тесаки, рапиры, ножи саперные и охотничьи, легендарные «черные ножи» и кортики. Боевое холодное оружие ушло с вооружения российской армии вместе с упразднением кавалерии, но дело златоустовских оружейников продолжилось.



Вручение военнослужащим оружия в качестве награды – одно из самых почетных поощрений. Эта русская традиция идет с 18-го века, ей удостаивались офицеры, генералы и адмиралы. Первоначально награждали шпагами, а с 19-го века – саблями.



В наши дни холодное оружие остается символом доблести и чести, и великих традиций. Сегодня на Златоустовской оружейной фабрике производят около ста наименований холодного и украшенного оружия: палаши, кортики, кинжалы, ножи...



Отличие клинков с Урала - металл самого высокого качества. Это была заслуга горного начальника Златоустовских заводов Павла Петровича Аносова.



Златоустовские мастера под руководством Аносова не только научились варить булатную сталь, но и значительно улучшили технологию ее получения.



А начало гравировальному промыслу в Златоусте было положено немецкими мастерами братьями Шафами. Приехав в начале 19-го века на Урал, в декабре 1817-г года набрали первых учеников и добросовестно передали молодым художникам все свои секреты.



Один из первых учеников Шафов Иван Бушуев изменил технику гравировки. Он вместо иглы берет в руки кисть и наносит киноварью рисунок. После вытравки рисунок становится рельефным, так как вся остальная плоскость клинка была протравлена. Такую технику исполнения уже трудно назвать гравюрой. Бушуев привнес в нее нечто такое, что не поддается определению.



С приходом на фабрику Ивана Бушуева, а также Ивана Бояршинова златоустовские граверы больше внимания уделяют синению и воронению, добиваясь цветовой гаммы от черного до сине-голубого. Клинок нагревался в горне. Сначала сталь начинала желтеть, потом как бы наливалась кровью, после чего синела. И в этот момент нужно было угадать будущий цвет клинка в переходах синего и голубого, закрепить его в конопляном масле.



Золото русские мастера тоже наносили по-своему, варьируя его толщину в зависимости от задумки: от прозрачных мазков до густых и выпуклых поверхностей.



Словом, вскоре Шафы с удивлением обнаружили, что им самим приходится учиться у своих учеников. Судя по их более поздним работам, они не стеснялись это делать. Клинки, украшенные Шафами в двадцатые годы позопрошлого века, значительно отличаются от их первых работ.



В музеях страны хранятся десятки сабель, палашей и шпаг тех лет, многие из которых не имеют подписи автора-художника, на них просто – «Златоустъ».



С 1818-го года Шафы практически отстранились от дел, уступив руководство своему ученику Ивану Бушуеву. И хотя формально все еще возглавляли отделение украшенного оружия, но чувствовали, что их «золотая пора» миновала.



В 1823-ом году в прошении на имя министра финансов об увольнении с фабрики Николай Шаф писал: «Коренной Золингенский завод не в состоянии приготовить такого оружия, какое уже сделано было в Златоусте». В том же году Шафы оставили Златоуст и переехали в Петербург, где открыли свою мастерскую. В их работах того периода особенно заметно влияние молодой, уже русской, златоустовской школы гравюры на стали. Та же ясность и четкость композиции, богатая цветовая палитра. Клинки с клеймом «Шаф и сыновья» можно встретить во многих музеях страны.



А мы с вами полюбуемся красотой.



Какое изящество! Какая легкость...





Фото из Инета.

Tags: Урал, гравюра, интересно, история вещей, красота, судьбы, холодное оружие
Subscribe

Posts from This Journal “история вещей” Tag

  • #78: Так ли уж безобидна мистикафикация?

    Вики нам говорит, что мистификация — это намеренная попытка введения людей в заблуждение и относится в основном к области искусства и не…

  • #67: про библиотеки

    Если в результате какой-нибудь разрушительной катастрофы с лица земли исчезнут все центры образования и культуры, если на свете не останется…

  • #25: Марсельская волна

    Сегодня пишем про волну... Сразу пошли воспоминания, в ушах раздался шум морской волны... стало грустно. Этим летом к морю вряд ли получиться…

promo tvsher january 2, 14:51 48
Buy for 10 tokens
Моему журналу пять лет. Маленький, но таки юбилей)) За эти годы ведение журнала вошло в привычку. День, когда не вышло ни одного поста.. ну не то, чтобы потерян, просто как-то получался незавершённным что ли. Так что и в этом году будут выходить посты, а вы, мои друзья и читатели, смотреть…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments